Родителям

 

Общая информация о психолого- педагогической службе МБУДО ДЮСШ №1 «ЛИГР»

    Уважаемые родители, тренера, спортсмены мы рады Вам сообщить, что в нашем учреждении работает педагог-психолог, который ответит Вам на вопросы воспитания, тренировочного процесса, а также вопросы спортивной психологии!

    Также Вы можете БЕСПЛАТНО получить индивидуальную консультацию, по волнующим Вас вопросам.

Психолого – педагогическое сопровождение образовательного процесса

    Психологическое консультирование родителей - понедельник с 10.00 до 13.00,  четверг – с 11.00 до 13.00 (предварительная запись обязательна!). Длительность одной консультации – 60 минут. Кабинет №4.

    Психологическое консультирование учащихся –понедельник с 14.00 до 17.00, вторник с 11.00 до 13.00 (предварительная запись обязательна!). Длительность одной консультации – 45 минут. Кабинет №4.

    Психологическое консультирование тренеров – преподавателей  - вторник с 10.00 до 11.00, четверг с 9.00 до 11.00 (предварительная запись обязательна!). Длительность одной консультации – 60 минут. Кабинет №4.

    Индивидуальная работа с детьми – вторник с 14.00 до 17.00,  четверг   с 14.00 до 16.00 (предварительная запись обязательна!). Длительность одного занятия от 20 до  60 минут. Кабинет №4.

    Групповая работа с детьми – тренинги личностного роста, спортивной направленности – четверг с 16.00 до 17.30, периодичность работы – еженедельно. Возраст детей от 10 до 13 лет, (предварительная запись обязательна!). Кабинет №4.

    Приём ведёт педагог-психолог первой квалификационной категории – Дуракова Алёна Евгеньевна.

    Телефон для записи: 953 790 38 15

 

 Цель и задачи спортивной психологии:

    Приоритетная цель педагога-психолога в данной образовательной организации это -  создать психолого-педагогические условия для  реализации тренировочного процесса,   обеспечить психолого-педагогическое сопровождение детей их родителей и тренерского состава школы  МБУДО  ДЮСШ №1 «ЛИГР» со стороны педагога-психолога Дураковой А.Е.

    Для достижения цели решаются следующие задачи:

1.          Изучение влияния спортивной деятельности на психику спортсменов:

 

    • психологический анализ соревнований (общий и конкретный по отдельным видам спорта);

    • выявление характера влияния соревнований на спортсменов;

    • определение требований, предъявляемых соревнованиями к психике спортсмена;

    • определение совокупности моральных, волевых и других психологических качеств, необходимых спортсменам для успешного выступления на соревнованиях;

    •  психологический     анализ   условий   тренировочной     деятельности    и  спортивного

    быта.

 

2. Разработка психологических условий для повышения эффективности спортивных  тренировок.

    Психология   спорта   призвана   раскрыть   механизмы   и   закономерности совершенствования спортивного мастерства, пути формирования специальных знаний, умений и навыков, а также условия, обеспечивающие успешность коллективных действий спортсменов.

 

Психолого-педагогическая диагностика

    Индивидуальное и групповое тестирование спортсменов по заявке тренера или родителя в рамках:

- Выявление направленности спортивной мотивации (познавательная или результативная)

-  Уровня эмоционально-волевого контроля (умение регулировать свои эмоции)

-  Уровень адаптации к конкретному виду спорта или спортивной команде

    Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

- Психолого-педагогическое сопровождение проекта «СпАртЭт»

- Социально-сетевое взаимодействие  с образовательными учреждениями, как дополнительная возможность реализации творческого потенциала спортсменов ДЮСШ №1 «ЛИГР»

- Общее психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса ДЮСШ №1 «ЛИГР»

Для того чтобы Ваши спортсмены или спортсмен  смогли пройти психолого-педагогическую диагностику – оставьте заявку педагогу психологу! Кабинет №4, тел. 953 790 38 15 Алёна Евгеньевна

 

Уважаемые родители, просим Вас пройти анкетирование, с  целью повышения качества работы ДЮСШ №1 «ЛИГР»

    Инструкция: Просим отвечать Вас предельно искренне, анкета является анонимной. Отвечая на вопросы, необходимо выбрать наиболее приемлемый для Вас ответ, из предложенных, или написать своё мнение.

Возраст ребёнка _________  Вид спорта, которым занимается ребёнок _______________________________

 

Вопрос:

Да

Нет

Не знаю

Моё мнение

1.                    

Рекомендуете ли Вы знакомым нашу спортивную школу?

 

 

 

2.                    

Нравится ли Вашему ребёнку посещать данную школу?

 

 

 

 

3.                    

Общаетесь ли Вы с тренером Вашего ребёнка?

 

 

 

4.                    

С какими проблемами сталкивается Ваш ребёнок при обучении в нашем образовательном учреждении?

 

5.                    

Готовы ли Вы посещать родительские собрания для улучшения качества образовательного процесса ДЮСШ?

 

 

 

6.                    

С какой целью Ваш ребёнок посещает наше образовательное учреждение?

(выберите наиболее значимый вариант ответа и отметьте его)

1)  оздоровление

2)  достижение спортивного результата

3)  воспитание и развитие личности

4)  организация свободного времени

7.                    

Довольны ли Вы работой спортивной школы?

(оцените по пятибалльной шкале)

 

1      2       3       4       5

8.                    

Как часто Вы посещаете сайт ДЮСШ №1 ЛИГР?

http://www.pervaja.nios.ru/

1)       регулярно

2)       не посещаю, не интересно

3)       не посещаю, так как не знаю о его существовании

9.                    

Есть ли в вашей семье традиции, и  если да, то какие именно?

 

     

10.                

Какие виды совместной с ребёнком деятельности Вы предпочитаете?

(Можно отметить несколько вариантов)

1.       Совместные подвижные игры.

2.       Игра в шахматы.

3.       Просмотр фильмов, телепередач.

4.       Активный отдых.

5.       Нет свободного времени.

6.       Другой вариант_______________________________

11.                

Связываете ли Вы будущее своего ребёнка с занятиями спортом?

1.       Да

2.       Нет

3.       Да, занятия спортом с целью оздоровления

 

12.                

Задайте вопрос администрации

 

 

 

 

 

 

13.                

Задайте вопрос тренеру

 

 

14.                

Задайте вопрос психологу или предложите тему для обсуждения

 

 

 

 

 

15.               1

Относится Ваша семья к одной из данных категорий:

(Ответ, подходящий Вам, отметьте галочкой)

1.Семья, воспитывающая детей, находящихся под опекой (всего)

2. Малообеспеченная семья

3.Семья, воспитывающая детей  с ограниченными возможностями здоровья

4.Многодетная семья

 

 

 

«Советы родителям: Как поддержать ребёнка в период соревнований?!»

    Перед соревнованиями любой человек испытывает волнение,  и юный спортсмен так же может испытывать сильное волнение или стресс, а вот как  эти последствия сделать минимальными, обсудим в  этой статье.

 

    Личность спортсмена сформируется на протяжении всей его спортивной деятельности и конечно умение противостоять стрессу накануне соревнований также вырабатывается с опытом. Ещё важная особенность для родителей,  многие думают, что юный спортсмен волнуется больше, чем старший,  но это не всегда так! Важно помнить, что реакции спортсменов всегда индивидуальны и уровень испытываемого ими стресса и страха не всегда зависит от возрастной границы.

 

    Этап 1: поддержка до начала соревнований

 

    Когда тренер озвучил контрольную дату, вся семья начинает жить в режиме ожидания, все возлагают надежды и всячески подбадривают спортсмена! Но! Уже на этом этапе необходимо учесть  важные замечания и рекомендации:

 

    1. Вспомните, как обычно Ваш ребёнок реагирует на стрессовые ситуации?! Может быть, это спокойствие до ответственного задания, но сильная паника во время его выполнения или же наоборот паника и отчаяние накануне и полное спокойствие, и равновесие во время выполнения задания? Вспомнив стандартную реакцию волнения, соотнесите её с основными характеристиками поведения ребёнка до момента соревнований, как он себя ведёт, если вы не замечаете сильных изменений, то, стоит быть уверенным, что всё под контролем.

    2. Вторым шагом, мы даём поддержку и рабочий настрой: прежде всего, говорим о том, что мы гордимся нашим спортсменом, что он большой трудяга и многое уже умеет и на предстоящих соревнованиях главная цель это достойное, качественное выступление, без привязки к конкретному месту, но скажите о том, что Вы будите очень рады, если Ваше чадо завоюет призовое место! Также поговорите с самим ребёнком, что он думает и чувствует накануне важного для его спортивной карьеры дня?! Разговор постройте без спешки, в доверительной беседе и обязательно его завершите до конца, можно это сделать стандартными фразами: «Хочешь ли ты мне ещё что-нибудь рассказать?», «Будем ещё что-то обсуждать про наш важный день?», «Нужно ли тебе ещё услышать от меня слова поддержки и рекомендации?» и т.д. Когда разговор про спорт будет завершён, желательно поговорить немного на нейтральную тему, не фиксируя и без того острое внимание спортсмена на предстоящих соревнованиях.

    3. Также обратите внимание на режим дня спортсмена, лучше сохранять его таким, какой он был до соревнований, потому что смена режима также может создать  стрессовую ситуацию для организма. Но при этом обратите внимание на питание спортсмена, учтите рекомендации тренера о том, какие продукты наиболее полезны на этапе подготовки к соревнованиям. Исключите дополнительные физические нагрузки.

 

    Этап 2: поддержка во время соревнований

    1. В день соревнований оставайтесь спокойными и уверенными, не стоит повторять ребёнку много раз, что: «он точно справится!», ведите себя естественно!

Уточните у спортсмена, кого бы он хотел видеть на соревнованиях и если у семьи есть возможность, то конечно стоит поехать и поддержать его! Если возможности нет, и вы уходите раньше на работу, оставьте записку с пожеланиями хороших соревнований!

 

    2. Если Вы присутствуете на соревнованиях не нужно давать советов ребенку во время соревнований, выкрикивая их с места: будьте максимально спокойны — тогда и ваша уверенность передастся вашему чаду. Во время перерывов между этапами соревнований бесполезно пытаться предостеречь от чего-то или научить, кроме неуверенности вы ничего не поселите в душе спортсмена. Посмотрите на внешние реакции ребенка, и Вы сможете понять, нужна ли ему Ваша поддержка в данный момент!

 

    Этап 3: поддержка после соревнований

    1. Если ваш ребенок не занял призового места или проиграл, то он ни в коем случае не должен заметить разочарованности в ваших глазах или словах, нужно всегда уважительно разговаривать с ребенком и не заваливать его нравоучениями.

Гнев или негативные отзывы могут вызвать у ребенка заниженную самооценку на долгие годы. После соревнований нужно наоборот отвлечь  спортсмена от мрачных мыслей — купить любимую вкуснятину или желанную игрушку. А самое важно для ребенка - это понять, что главная победа — это победа над собой. Родителям нужные слова могут помочь найти тренеры, которые являются авторитетом для  каждого спортсмена.

 

    2. При праздновании победы, отметьте, что этот результат получен не легко, и Вы видели, сколько ребёнок работал над завоеванием этой медали! Скажите, что Вы им очень гордитесь и не сомневались в достижении максимального успеха! Найдите, возможность поощрить спортсмена его любимыми вкусностями или прогулкой с друзьями!

    Обращайте внимание на то, что заранее не стоит ставить материальную цель победы: «Если ты выиграешь, мы купим тебе новый телефон», тогда возможно желанный объект переключит внимание не на победу, а на азарт, который не всегда является лучшим спутником в соревнованиях!

    Гордитесь не только достижениями как показателем работы спортсмена, но и текущим  тренировочным процессом! Ведь каждый день ребёнок ставит перед собой цель и старается всеми силами её выполнить, не смотря на боль, усталость и многие другие факторы!

«Мы не отступаем — мы наступаем в другом направлении.
Дуглас Макартур»

«Как научить спортсмена принимать проигрыш?!»

   - «Ну как так! Говорит родитель, пришедший ко мне на консультацию,  - «Я ведь ему (ребёнку) ну проиграл и что!? Ведь не конец жизни! Нет, говорит, я тогда вообще ходить в спортивную школу не буду!».

    Предыстория на эту тему очень знакома каждому родителю на момент когда он на первых этапах поддерживает своего ребёнка  в спортивной деятельности и утверждает, что сам родитель вообще не требует никакого места, а вот тренер даже обиделся на ребёнка после соревнований!

    Давайте попробуем разобраться в том, как научить спортсмена принимать проигрыш на соревнованиях.

    1. Мы всегда должны помнить, что когда мы приводим ребёнка в спорт и говорим, главное это здоровье и удовольствие от процесса, сам ребенок, ежедневно посещая тренировки, понимает, что главное здесь – это результат! Хотя действительно откровенно высокие результаты озвучиваются спортсменам не сразу, но излюбленный девиз тренеров «Быстрее! Выше! Сильнее!», остаётся актуальным  во все времена!

    Ребёнок видит конкурентную среду и конечно ему хочется быть лучше, лучше Коли или Маши, которая вот-вот норовит догнать его по результатам, да ещё и сложно не заметить позитивные эмоции тренера, когда кто-то из спортсменов показывает результат высокого уровня! Уважаемые родители, помните, Вы должны сразу настроить ребёнка не только на получение удовольствия от процесса, но и сказать о том, что всё время кто-то будет стремиться стать лучше него, и уже добровольно обсудите с ним готов ли он к борьбе или пока ему всего лишь нужно присмотреться и понять с кого именно брать пример!

 

    2. Поговорите с тренером о том, на какие этапы делится в данном виде спорта достижение спортивного результата. Можно ли его достичь за один учебный год или несколько лет требуется для овладения основной базой. Затем расскажите ребёнку как интересную историю о том, что в его виде спорта можно достигать высоких побед только когда ему будет ... но, не смотря на это не забывайте настраивать его на постоянный и тяжёлый труд – тренировочный процесс, без которого невозможно достичь никаких побед! Очень часто юнымспортсменам я говорю такую аналогию: можно ли отлично решить контрольную, если ты не был на уроке, когда объясняли основные правила?! Спортсмен, не раздумывая, говорит – конечно, нет! Так и с тренировками! Ходим активно и постоянно! Хвалите ребёнка за то, что он столько времени уделяет спорту, гордитесь им, он обязательно об этом должен знать, тогда выбора идти на тренировку или пойти гулять с друзьями у него не возникнет!

    3. Не загадывайте конкретного места перед соревнованиями! Это играет по-разному с каждым спортсменом, зная своего ребёнка (именно то, как он настраивается на достижение результата по другим видам деятельности: школа, творчество и т.д.), поговорите с ним о том, как он оценивает уровень своей готовности к соревнованиям, и уже из этого Вы увидите настрой! В любом случае Вашей задачей является монотонное и спокойное повторение о том, что он много работал и есть возможность хорошо выступить, показать всё, что он умеет! Вы обязательно будите за него болеть! Но верите, что он полностью готов! На этом этапе у спортсменов часто обостряются страхи и настрой может быть очень пессимистичный, вам необходимо развеять страхи рациональным разговором, когда ребёнок говорит о том, о проигрыше твердите, что катастрофы не случиться и у него будет повод работать ещё лучше, когда он говорит, что он не готов, посчитайте, сколько тренировок он посетил и его это удивит! Если ребёнок пропускал тренировки, по болезни или другим причинам, то скажите, что, не смотря на это у него есть возможность узнать насколько он в форме и в дальнейшем работать над собой! Не меняйте режим дня спортсмена накануне соревнований, и не употребляйте фразу, «Ты готов?», «Ты должен лечь пораньше, завтра же соревнования!» и т.д., ведите обычный режим дня, на общий результат это не повлияет, тем более мы должны в течение всего тренировочного процесса готовить спортсмена к стартам, как сделать это спросите у тренера или обратитесь к спортивному психологу школы.

    4. По итогам соревнований, обязательно поддержите спортсмена, не устраивайте праздник, если результат не устраивает самого спортсмена и объективно он очень низкий. Напротив, если ребёнок занял призовое место, порадуйте его чем-то приятным!

    Поговорите с тренером о том, как выступил ребёнок, и из слов тренера найдите слова поддержки для спортсмена и перескажите, напомните о том, что на данном тренировочном этапе, такой результат соревнований является нормой и у него ещё есть несколько лет для улучшения этих результатов! Поставьте цель, лучше зафиксируйте её на листе бумаги и расположите на видное место, сделайте работу над ошибками, поговорите и обсудите, что делать в  следующий раз, чтобы результат был выше! Когда ребёнок немного успокоится, поговорите о том, что помогло ребятам выиграть, и если  он готов это обсудить, то из сказанного можно взять опыт победы и применить к себе!

 

    Победа без поражений не возможна, говорите об этом, помогайте своим детям и поддерживайте их на этапе соревнований и тренировок, тогда даже с низким результатом спортсмен будет расстроен меньше, его не будут ругать или осуждать дома! А вот в случае, если он сам не доволен результатом, то у него есть повод работать ещё больше и лучше для достижения высокого спортивного результата!

Материал подготовлен педагогом-психологом МБУДО ДЮСШ №1 «ЛИГР»

Дураковой А.Е.

 

РУБРИКА: СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Тема обсуждения: «Летний период: подготовка, цели и задачи»

    Звенит последний звонок, закончен очередной школьный год, и параллельно с этим работа в спортивной школе немного изменяет свой характер. Начинают свою работу пришкольные площадки, даётся старт учебно-тренировочным сборам, свои двери для наших ребят распахивают спортивные лагеря!

    Пора для детей радостная, активная и подготавливающая их к новым победам и спортивным достижениям! Для родителей время вопросов и тревог.

    Многие родители, поддерживая своих детей, совместно с ними радуются наступлению летнего периода, и с такой же радостью и не заданной «родительской целью», отправляют ребёнка в спортивный лагерь. В этой ситуации есть и плюсы и минусы. Плюсы: ребёнок чувствует себя расслабленно, потому что нет конкретной задачи для выполнения, минусы: не все дети самостоятельно могут поставить цели полезные для восстановления. Да, действительно, летний период спортивной подготовки носит иной характер, его задача - физическое развитие, оздоровление и эмоциональная разрядка. Но вместе с тем, уровень обсуждения спортивных целей и самодисциплины в рамках сохранения активного образа жизни (зарядка, закаливание, соблюдение диеты и режима дня), не должен снизится по сравнению с основной нагрузкой учебного года. Речь идёт не об усилении или сохранении объема тренировочной нагрузки, каждый тренер – преподаватель даёт свои рекомендации на летний период, и важно их соблюдать, для поддержания общей работоспособности спортсмена.

    Безусловно, завершая учебный и год в общеобразовательной и спортивной школе, мы должны поблагодарить ребёнка за его старания и труд, при возможности поощрить приятным для него подарком, важность которого должна измеряться не материальной, а прежде всего эмоциональной и моральной ценностью.

    Далее важно обговорить режим плановых дел, способствующих поддержанию успеваемости в школе (это может быть разговор о плане внеклассного чтения, который необходимо составить совместно с ребёнком, или разговор о режиме дня, полезного для спортсмена в период летней оздоровительной компании).

    Не смотря на то, что мы зададим рабочий настрой, мы не должны завышать рамки требований, главным критерием качественной постановки целей является собственное желание ребёнка соблюдать все договорённости.

    Если ребёнок игнорирует или ленится выполнять поставленные перед ним задачи, то необходимо обсудить с ним, какие преграды он встречает на пути их выполнения, может, стоит создать систему поощрения за определённый выполненный объём работы, или вам, как родителю, подключиться к выполнению некоторых дел и задач, ведь выполнение дел вместе с родителями не только закладывает соревновательный момент и становится увлекательным, но и способствует гармонизации детско-родительских отношений.

    Перед уходом на летние каникулы обсудите с классным руководителем и тренером вашего ребёнка, какие трудности он испытывает, над чем стоит поработать. Это поможет качественно составить план занятий. Занятия в летний период не должны перегружать день ребёнка, они должны занимать от одного до трёх часов дневного времени, ставить и реализовывать их лучше в первой половине дня, так как это наиболее высокий уровень работоспособности организма. При таком режиме у ребёнка будет чувство отдыха, также занятия могут иметь разную динамику (один день может быть более загружен, другой разряжен и так мы чередуем объём нагрузки), с учётом проблемных мест, которые стоит восполнить и желания ребёнка.

    Выходные дни: субботу и воскресенье стоит максимально разгрузить, и предложить ребёнку совместный семейный отдых или самостоятельный выбор занятий, работая всю неделю, он имеет право на заслуженный отдых!

    Упражнение, которое поможет вам и ребёнку выполнять оговорённый план работы, это создание «цвето-дней», каждой рабочей задаче присвойте цвет, например дни, когда ребёнок читает 10 страниц – отмечаем зелёным цветом, дни, тренировочной нагрузки – синим и т.д., этими цветами раскрашиваем дни календаря, например 3 июля у нас на календаре двух цветов: синий и зелёный, значит, ребёнок визуально понимает, какие задачи он сегодня должен сделать, если следующий день только синего цвета, значит, в этот день он только тренируется.

    Дорогие родители! Коллектив нашей спортивной школы желает Вам хорошего лета, восстановления, и реализации запланированных целей!

    Помните, данные рекомендации необходимо соблюдать не только в рамках дома, спортивного лагеря, но и на отдыхе, море это прекрасное  место для выполнения спортивных упражнений и чтения под шум волн!

Материал подготовлен педогогом-психологом МБУДО ДЮСШ №1 "ЛИГР"

Дураковой А.Е.

 

«Начало учебного года – правила подготовки к хорошему старту!»

Начало учебного года – волнительный и праздничный момент для детей, родителей и педагогов.

Дети настроены показать и доказать, что они готовы заниматься, родители ожидают высоких и быстрых результатов, а педагоги думают о том, какие из методов работы выбрать, для повышения её эффективности!

Волнение и праздник меняются на режим и задания и у всех родителей появляется вопрос: «Как поддержать ребёнка в начале учебного года?!».

В рамках спортивной деятельности существуют практические рекомендации, которые работают для детей всех возрастных категорий.

Первое, на что стоит обратить внимание родителям – это настроенность ребёнка на учебно-тренировочный процесс. При хорошем настрое и подъёме «спортивного духа», родителям стоит поддержать ребёнка, отметив положительные качества его характера, связав их со спортивной деятельностью – «–У тебя будет успешный спортивный год, потому что ты у меня смелый и выносливый!», « – Я верю, что ты улучшишь свой результат, ведь ты всегда добиваешься желаемого результата!», такие, и похожие фразы создадут опору, для достижений и ситуацию превосходства, именно, для Вашего ребёнка, а с такой поддержкой – никакой старт не страшен!

При негативном отношении ребёнка к тренировочному процессу необходимо выяснить, какие трудности не позволяют ребёнку получать радость от занятий спортом. Поговорите с тренером, придите немного раньше до завершения тренировки и сами понаблюдайте, как ведёт себя Ваш ребёнок. Часто бывает, так, что детям тяжело включиться и организовать себя перед тренировкой, и они демонстрируют отсутствие желания заниматься, в такие моменты помните о том,  что смена ролей родителя и ребёнка произойти не должна, и Ваше слово является решающим. Но если Вы смогли уговорить ребёнка, и, придя на тренировку, его настроение не улучшилось, то стоит рассмотреть ситуацию более серьёзно и глубоко,  возможно подобрать новый вид спорта, в котором степень комфорта и раскрытия будет более мягкой и желаемой со стороны ребёнка.

Затем необходимо обсудить с ребёнком его желаемые и реальные цели на предстоящий спортивный год. Именно так, желаемые и реальные, зная показатели и вспоминая рекомендации тренера, обсудите с ребёнком, какова его цель? Помните, цель должна быть детализирована, а также должна иметь конкретные показатели, например: «Я хочу в этом учебном году улучшить скорость бега на 40–60 секунд, с таким результатом я пробегу весенний кросс 2018 года!». Конкретная цель – это траектория движения спортсмена!

Её можно разбивать на этапы, но каждый этап нужно оценивать в количественных показателях: что именно я сделаю лучше, как я это сделаю и когда, это ключевые вопросы беседы.

Завершающий этап подготовки, это поддержка в рамках спортивного пути, вместе с ребёнком обсудите возможности и трудности выбранного им вида спорта, спортивной работы, общение с тренером и командой или ребятами в секции, если вид спорта индивидуальный. Вместе нарисуйте или проговорите портрет успешного спортсмена, и какими личностными и поведенческими характеристиками он должен обладать!

 

Проведя такую серьезную работу, каждый родитель может поставить оценку «отлично» в свою «Родительскую зачётку», она точно есть у каждого из нас!

Материал подготовлен Заместителем директора по научно-методической работе

Сорокиной Е.Л.

 

«Семейные ценности»

«Традиция – это не сохранение пепла, а раздувание огня»

(Ж.Жорес)

Тема семейных ценностей и традиций, это основа гармоничных, доверительных отношений.

Семья, это маленькое государство, в котором есть свои законы и традиции. В нашей стране есть общепринятые традиции: встреча календарных праздников всей семьёй, совместный  отдых семьи в выходные дни.

Особенную теплоту общению в семье привносят уникальные традиции, единичные и неповторимые, когда Ваш ребёнок понимает, что другие семьи не делают, так как Вы, для него семья становиться защитой и крепостью от любых жизненных неудач!

В 2017 году, мы провели мониторинг ответов среди обучающихся в возрасте от 7 до 14 лет, на тему: «Мои семейные ценности».

Вопросы анкеты были многоплановы: выявляли доминирование того или иного члена семьи, узнавали обязанности по дому, а кроме того помогали нам посмотреть глазами детей на тему традиций и эмоций, которые возникают в семье.

При ответе на вопрос: «Какие семейные традиции есть в Вашей семье?», наибольшую популярность представляли следующие ответы:   совместная встреча праздников, поход в кино, выезды на природу, совместный ужин, в воскресенье – печь блинчики, встреча Нового года, празднование Дня рождения – данные отмеченные традиции показывают не просто дистанцированное включение членов семьи в общение друг с другом, а, именно, объединение нескольких поколений для совместного проведения досуга. Мы не отметили тенденцию совместных хобби, что, конечно же, могло ещё больше укрепить семейные традиции.

2,43% опрошенных отметили, что семейных традиций нет.

Возможно, получение таких данных обусловлено высокой рабочей загруженностью родителей.

Мы планируем развивать досуговые направления спортивного характера, для создания среды, в которой укрепление взаимоотношений возможно при активном включении каждого члена семьи.

При ответе на вопрос: «Какие яркие впечатления связаны с Вашими родителями?», чаще всего звучали такие категории ответов, как:  мой День рождения; спорт; отдых; путешествия; подарки. Более редкими были следующие ответы, не привязанные к проявлению родительского внимания к конкретной ситуации: они меня любят; родители переехали в город из деревни, чтобы мы жили лучше; родители многому меня учат.

При анализе полученных данных, мы можем предположить, что дети чувствуют больше внимания, когда родители полностью на них сосредоточены или находятся рядом, например, на отдыхе или в их День рождения. Для того чтобы изменить эту ситуацию, данные этого мониторинга обязательно будут доведены до родителей на родительских собраниях, с просьбой увеличения количества совместных занятий детей и родителей.

При всей ритмичности и многозадачности, не теряйте живое общение, устраивайте семейные праздники! Поддерживайте Ваших детей!

Мы благодарим, всех обучающихся, принявших участие в мониторинге и ходим отметить одну из уникальных традиций, которая была отмечена – это: «При первом выпавшем снеге мы поздравляем в семье друг друга с Новым годом!».

У нашей школы тоже есть добрая  традиция – это сопровождение и помощь  всех специалистов, если возникает такая необходимость для  наших обучающихся и родителей!  

Как сказала Хиллари Клинтон: «Чужих детей не бывает!».

 

 «ЛИГР» - это одна, большая семья!

Материал подготовлен педагогом-психологом

Дураковой А.Е.

 

«Полезные привычки»

Избери лучшее, а привычка сделает его приятным и легким.
(Пифагор Самосский)

Воспитание ребёнка это длительный и волнительный процесс для родителя. Каждый родитель хотел бы создать не просто комфортные условия, для своего ребёнка, а условия полезной среды, находясь в которой ребёнок будет приобретать нужный для его жизни опыт.

Мудрые родители соблюдают принцип постепенности и этапности в приучении детей к полезным привычкам. Так, если родители хотят, чтобы ребёнок меньше ел сладкое или шоколад, они дают ему больше фруктов, постепенно понимая, какие из них их он ест с большим удовольствием, это про постепенность. Этапность это усложнение уровней реализации задачи: первый этап, – вводим в рацион  свежие фрукты и цукаты, второй этап, –полностью исключаем шоколад, или оговариваем, дни, в которые его можно есть.

Такие родительские премудрости позволяют создать комфортную среду, для развития полезных привычек.

Существуют проверенные временем правила, которые помогают детям легче освоить полезные привычки, это: повторение, эмоциональное подкрепление, польза от привычки, количество формируемых привычек, возраст ребёнка. Рассмотрим каждое правило более подробно.

«Повторенье – мать ученья» - гласит народная мудрость, и это действительно так! Если мы вводим для ребёнка социально-бытовую привычку  – содержать в чистоте рабочий стол, то, как минимум в течение 21 дня (именно столько навык закрепляется в долговременной памяти), мы напоминаем ребёнку, что после того, как он сделал все школьные задания, он убирает стол. Ежедневно мы работаем с этой задачей. Правило распространяется не только на время выполнения школьных заданий, но и после творческих упражнений и игр, неустанно повторяем: «Стол дожжен быть всегда чист!». Когда мы видим, что ребёнок всё чаще сам вспоминает про порядок на столе, мы обязательно это отмечаем и хвалим его за труд!

Эмоциональное подкрепление – это, то, с каким настроением ребёнок выполняет новые действия. Родителям стоит обдумать, как они будут напоминать ребёнку про привычку, если он о ней позабыл. Острая критика и негативное высказывание, не будут способствовать позитивному отношению к новому делу со стороны ребёнка. Положительная мотивация выполнения той или иной задачи может быть найдена для ребёнка любого возраста! Просто родителям стоит заранее продумать аргументацию, зачем ребёнку выполнять новые действия.

Польза от привычки – это как раз разговор и подкрепление правильных действий,  их систематичности, замечанием, что ребёнок создаёт комфортные условия для себя, своего здоровья, своего окружения или личного пространства. Родителям важно на этапе подготовки ребёнка к обучению полезной привычке, объяснить её пользу для него самого, возможно проиллюстрировать наглядно. Привычка чистить зубы утром и вечером, может быть закреплена голливудской улыбкой кого-то из его любимых актёров или мульт-персоонажей. Показывать картинку кариозных и разрушенных зубов как отрицательную мотивацию не всегда стоит, важнее остановиться на позитивных моментах.

Количество формируемых привычек единовременно не более трёх. Ребёнку будет легко, если новые полезные привычки идут не последовательно, а расформированы в течение дня.

Возраст ребёнка непосредственно будет влиять на качество и скорость усвоения привычки. Для детей младшего школьного возраста имеет смысл привычки формировать поэтапно, не ожидая быстрых результатов. Более качественное освоение привычки происходит, если она закреплена визуальным графиком или рисунком-памяткой, который отражает и напоминает ребёнку что нужно сделать и в какое время!

И самое главное, дорогие родители! Не забывайте про личный пример! Требуя выполнения обязательств, которых мы избегаем сами, не стоит ждать их закрепления и позитивной оценки у ребёнка!

Развивайтесь, расширяйте количество полезных привычек! И над Вашим здоровьем зажжётся зеленый свет, а спорт это та полезная привычка, которая есть у всех наших обучающихся и их родителей!

Педагог-психолог ДЮСШ №1 «ЛИГР»

Дуракова Алёна Евгеньевна.